Как подготовиться к ЕГЭ? (Часть 2)



Или любить труд, или полюбить труд

Как правильно выбрать репетитора для подготовки к ЕГЭ? С какого возраста нужно начинать готовиться? Что может гарантировать успешное прохождение итоговой аттестации в школе? На эти и другие вопросы отвечает Янборисова Рушания Шамильевна –  директор и преподаватель математики "iQ-центра".

Вы читаете вторую часть статьи "Или любить труд, или полюбить труд". Первая часть доступна по этой ссылке

 

Что может гарантировать успешную сдачу ЕГЭ? И со стороны репетитора, и со стороны ученика?

Могу сказать точно, что мало кто сможет подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Если ребенку не повезло и в школе у него нет хорошего педагога, надо идти искать его вовне, в образовательном центре или в репетиторском варианте.

При выборе преподавателя нужно смотреть на его объективные показатели: профильное образование, наличие статуса эксперта ЕГЭ и т.п., мы в "iQ-центре" исходим именно из этих критериев: берем вузовских преподавателей, но таких, которые уже имеют опыт работы со школьниками, ибо практический опыт не должен затмеваться статусом. Если ориентироваться только на формальные показатели, то можно серьезно ошибиться: окажется, что преподаватель хорошо владеет предметом, но не умеет его преподнести. Всегда проверяйте опыт работы со школьниками, он должен быть не менее 3-4 лет, причем именно в области подготовки к ЕГЭ. Если преподаватель – эксперт ЕГЭ, кандидат наук и несколько лет проработал со школьниками, то это будет хорошим выбором.

Теперь что касается процесса самой подготовки к ЕГЭ. Во-первых, учитель должен понимать, чему и по какой программе он учит. Мы в "iQ-центре" требуем учебный план еще до того, как преподаватель приступил к занятиям. Учитель должен методически проработать весь процесс обучения заранее; на каждый урок должна быть предусмотрена и разработана соответствующая методика. Чтобы потом в середине года не оказалось, что что-то не учтено, упущено и на это уже просто не хватает времени.

Во-вторых, к каждому уроку должен быть заготовлен большой объем домашних заданий, закрепляющих пройденное на уроке. Чем больше объем, тем лучше. Научившись выполнять дома сотню заданий, ученик легко справится с двадцатью-тридцатью на экзамене.

В-третьих, еще одна важнейшая вещь – контроль. Если учитель что-то дал на уроке – обязательно спроси и закрепи, чтобы ученик сам это произнес и проработал. А если ученик не выполнил домашнее задание, это должно быть ЧП местного масштаба.

И в-четвертых, конечно, авторитет. Если учитель имеет авторитет у учеников, если ученик видит, что педагог полностью отдается своей задаче, ребенок и сам будет чувствовать ложащуюся на него ответственность, будет стремиться не подвести.

Теперь что касается работы ребёнка. Первая составляющая успеха – это мотивация. Он должен очень сильно хотеть сдать экзамен. Если он не хочет, то он не сдаст его на высокий балл. Как добиться такой мотивации, уже не столь важно. Кого-то надо мотивировать эмоциональным воздействием, кого-то прагматичным рациональным интересом. Кто-то, может быть, живет мечтой освободиться от родительской и школьной опеки и жить привольной студенческой жизнью. Еще одна сильная мотивация – личность самого преподавателя, поэтому лучше выбирать преподавателей харизматичных, интересных, со скучными лучше дела не иметь.

Вторая составляющая успеха – трудолюбие ребенка. Он должен или любить труд, или полюбить труд. Он должен понимать, что его ждет не легкая прогулка, а серьезное испытание. И если он к этому готов, в течение года он будет делать всё необходимое.

Насколько важно домашнее задание и из чего оно складывается?

Тут три компоненты. Первая – это механическая, на уровне условных рефлексов отработка тестовой части. Реальный экзамен идет до четырех часов, и посвящать тестовой части больше получаса уже опасно, потому что не останется времени на творческую часть. Учитель должен добиться того, чтобы ребенок буквально на автопилоте решал тесты и переходил к дальнейшим заданиям. Соответственно, термин «натаскивать» очень хорошо описывает процедуру подготовки к решению тестовой части.

Вторая компонента – это теоретический материал. Он необходим, и если на занятии не удается дать достаточный объем теории, то ребенок должен изучать ее самостоятельно. А если на занятии теории дано много, то дома ребенок должен её повторить.

Третья компонента – тренировка в выполнении творческих заданий. Они могут быть самыми разными. Понятно, что техника их выполнения одна и та же, но содержание очень разное. Тут преподаватель должен очень разносторонне подойти к вопросу формирования домашних заданий: давать их по максимально широкому спектру вопросов. Нужно быть уверенным, что когда ребенку на экзамене попадется незнакомое задание, он не растеряется, не помедлит, а быстро найдет способ решения этого задания.

Заданий, как я уже говорил, надо давать побольше. Чаще всего дети делают их в последний день перед занятием. Но если заданий будет много, ребенку придется заниматься и в другие дни, а это очень важно, поскольку недостаточно один раз в неделю погружаться в предмет, а потом напрочь забывать о нем.

Как правильно совмещать основную занятость ребенка в школе и дополнительные занятия?

Здесь все зависит от школы. Есть школы, в которые ребята приходят просто побыть. Звучит курьезно, но у меня были ученики, которые такой социальный институт, как школа, считали местом, куда они приходят общаться. Не учиться, а именно общаться! Если речь идет о такой школе, то основная часть внешкольного времени должна отводиться на самостоятельную подготовку ребенка с репетитором или в образовательном центре. Здесь дополнительное образование парадоксальным образом превращается в основное.

Но есть сильные школы, которые и сами проводят факультативы, на уроках дают то, что надо, учителя являются экспертами ЕГЭ и стремятся обеспечить подопечным высокие баллы на ЕГЭ. В этом случае, дополнительные занятия нужны, только если ребенку трудно успевать за другими. Это именно вариант дополнительного образования.

В большинстве случаев средняя школа занимает полдня, а после ребенок спокойно может уделить три-четыре часа дополнительным занятиям и даже оставить один-два выходных. В большинстве случаев старшеклассники спокойно выдерживают этот темп.

Еще важно учитывать, что зачастую большая часть внешкольного времени детей уделяется кружкам, занятиям по интересам, спорту. Это прекрасно и важно, дети должны развиваться. Но если к 11 классу график таких занятий уже плотно спрессован, то на подготовку ЕГЭ, если таковая нужна, времени совсем не остается. И тут родителям надо выбирать. Советую на год уменьшить нагрузку ребенка по интересам и освободить время для того, чтобы подготовиться к грядущей аттестации. Все-таки к танцам и секциям вернуться через год куда проще, чем к поступлению в хороший вуз.